http://s2.uploads.ru/ma6zX.jpg

§1. Типы фэнтези

В этой главе речь пойдёт именно о типах, а не о видах фэнтези. Эти понятия не следует путать, иначе может получиться путаница. Что бы этого избежать сразу выделим два типа фэнтези: героическое, героико-эпическое, ролевое и эпико-ролевое. Разберёмся по порядку, что означают эти названия.

1. Героическое.

Этот тип берёт начало в мифах, в том числе, древнегреческих. Вспомним Гераклаи сравним его с незабвенным Конаном: одинаково накачаны, завёрнуты в шкуры, сокрушают с одинаковой лёгкостью и людей и огромных чудовищ. Они полагаются на силу своих мышц, ловкость и покровительство богов.
Очевидно, что главный герой книг данного типа справляется со всеми неприятностями в одиночку. За это его и любит читатель. Как правило, подобные произведение нельзя даже назвать романами в полном смысле этого слова, поскольку герой в течение повествования не меняется, не проходит путь духовного роста, что для романа вообще-то является обязательным критерием. Например, «Путешествия Гулливера» многие литературоведы не считают романом, называя повестью. И объём здесь не имеет значения.

Итак, герой неизменен, а, стало быть, предсказуем. И в этом одно из его главных достоинств. Он не разочарует и не подведёт. Мы уверены, что зло будет повержено, слабые защищены, а благородство и честь восторжествуют. Таков Конан и прочие варвары.
Здесь следует вспомнить о персонаже Карла Вагнера Кейне, то бишь, библейском Каине, первом в истории человечества убийце, более того, братоубийце, превратившемся по воле писателя в персонажа фэнтези. Он тоже считается варваром, но здесь намечается отход от образа-клише. Кейн – жестокий убийца, проклятый Богом и владеющий магией. Он противопоставлен Конану, который не терпел несправедливости и ненавидел колдунов, считая их трусами, неспособными сражаться так, как подобает настоящим мужчинам – мечом и силой мышц. Он всегда предпочитал открытые схватки лицом к лицу, а не чёрную магию, действующую исподтишка, на расстоянии. [float=right]http://s3.uploads.ru/rs2fH.jpg[/float]
Отход от традиционного представления о герое фэнтези совершил ещё в большей мере Майкл Мурок, сделав персонажем своего цикла об Эльрике Мельнибонейском (Хроники Чёрного Меча) даже не человека, а представителя некой расы повелителей драконов, высокомерных созданий, более древних, чем люди. У Эльрика красные глаза, он альбинос, колдун и, в отличие от могучих варваров, слабосилен. Без помощи волшебного лекарства, которое вынужден принимать постоянно, он не может даже стоять на ногах, если на нём надеты доспехи. У него есть Чёрный Меч, который помогает ему в битвах, и у которого есть брат (этот образ в последнее время был нещадно растиражирован различными писателями, в частности российскими). Кроме того, Эльрик – принц, следовательно, аристократ, вообще не варвар. Здесь следует пояснить, что таковым его делает не титул, а сама сущность. В отличие от Конана, завоевавшего себе королевство, или Кулла, он – принц по крови, белая кость, рождённый в атмосфере утончённого высшего света, воспитывавшийся по законам знати.
И Эльрик, и Кейн являются так называемыми «вечными воителями», скитающимися по земле и сражающимися за какие бы то ни было идеалы. Первый перевоплощается во времени и пространствах, встречает своих собственных двойников, второй – проклят Богом и обречён на вечную жизнь. Здесь же можно упомянуть «избранников богов» или судьбы - героев, которым предстоит совершить некие подвиги, спасти или изменить мир, или же они просто своей храбростью снискали себе покровительство высших существ. Это и Конан, и илбэч Святослава Логинова, и Эльрик, и Фесс Ника Перумова.
О последнем скажем несколько слов в связи со следующим: в последнее время стали популярны герои-маги. И цикл о Хранителе Мечей Ника Перумова рассказывает о «боевом маге» Фесе, он же Неясыть, он же Кэр Лаэда. Увлекательные сюжеты и доступный язык сделали книги этого автора популярными, а его самого весьма известным, во всяком случае, в России.
Вообще, герои становятся всё разнообразней, и это радует. Среди них и хоббиты, и эльфы, и даже драконы. Но об этом ниже.

2. Героико-эпическое.

Если герой книги становится свидетелем конца и возрождения мира, или если о каждом персонаже помещаются исчерпывающие сведения на двух-трёх страницах (откуда появились его предки, кто на ком женился, чем прославились представители рода, когда и где родились родители родителей героя и так далее; то же самое может быть рассказано о местности, народности или просто городе), то это эпическое фэнтези. Лучшим образцом этого типа из тех, что я читал, является роман Святослава Логинова «Многорукий Бог Делайна».

  3. Ролевое.

В произведениях данного типа герой не одинок. Ему помогают несколько друзей или соратников, причём каждый из них умеет делать что-то особенное, что отличает его от других и помогает выпутываться из различных ситуаций. Поэтому все герои важны, каждый может пригодиться. Каждый имеет свою «роль» в отряде. На этом типе фэнтези основаны многие компьютерные игры в жанре RPG, например, такие, как «Врата Бальдура» и «NeverWinter Nights». Можно выделить следующих героев, которые почти всегда присутствуют в современных образцах данного типа фэнтези: воин, маг, вор. Бывают также берсеркеры или герои со «специализацией», например, такие, которые имеют способность, недоступную другим.
Исполнять «роли» воина, мага и вора могут представители различных рас: эльфы, полурослики, орки, друиды, дроу и так далее.
В этом же разделе можно упомянуть о ролевых играх, имеющих место в Интернете. Принцип, как правило, таков: человек начинает делать карьеру в мире фэнтези. Вначале он, скажем, крестьянин. Сражаясь с другими участниками игры (он-лайн схватки в стиле «морского боя»), он зарабатывает очки и проходит путь социального роста. За несколько лет можно достигнуть даже девятого или ещё какого-нибудь уровня.

4. Эпико-ролевое.

Куда более интересным представляется эпико-ролевое фэнтези, отличающееся от ролевого так же, как героико-эпическое отличается от героического.
Здесь также присутствуют такие признаки эпоса, как цикличность мира (его умирание и возрождение), а также генеалогические деревья персонажей, стран и местностей. В примитивных, подражательных книгах авторы рассказывают обо всех героях подряд, словно задаются целью набрать такой объём, за который им лучше заплатят. Что ж, это остаётся на их совести, а мы поговорим о романе, из которого «слова не выбросишь». Это «библия» толкинистов и просто поклонников фэнтези Властелин колец» Дж. Р.Р. Толкиена.
Здесь героев аж девять: следопыт (Арагорн Дунадан), лучник (Леголас), маг (Гэндальф), гном с секирой (Гимли), воин (Боромир), а также четыре хоббита, один из которых, по имени Фродо, несёт кольцо (и только он дин может его нести), а другой, Сэм, во всём ему помогает (и без него первый не справился бы). Более того, у Сэма есть очень важная роль – он слуга. Двое же оставшихся полурослика – просто смешные приятели и преданные друзья. Это то, что касается «ролей» романа.
Эпическое же начинается с самого начала. Главы «О хоббитах», «О трубочном зелье», «О благоустройстве Хоббитании» (Шира), «О том, как нашлось кольцо» сразу настраивают нас на соответствующий лад, хотя последняя служит скорее напоминанием-синопсисом. Да и сама форма повествования в виде «летописей» говорит нам о том, что перед нами – эпопея.
Теперь, когда мы разобрались в том, какие бывают типы фэнтези, перейдём к его видам.

http://s2.uploads.ru/Jwpnr.jpg

§2. Виды фэнтези

1. Классическое

Классическим назовём фэнтези, действие происходит в антураже (контексте) средневекового оружия и замков. Средства передвижения – лошади или какие-нибудь другие, порой несуществующие, животные. Здесь всё «древнее» - оружие, доспехи, постройки, представления о мире. Как правило герои являются язычниками, верящие в многобожье.
Иногда присутствует одна, человеческая, раса, иногда разумных народов много: эльфы, гномы, орки, полурослики и так далее. Часто в созданных воображением автором мирах живут драконы, грифоны, единороги и прочие мифологические существа. В принципе, населить фэнтези-реальность можно абсолютно любыми созданиями, и совершенно неважно, из каких легенд они пришли.
Теперь, что касается реальностей, в которых разворачиваются действия произведений этого вида. Это может быть Земля, либо древняя, либо после некоего природного или, скажем, ядерного катаклизма, когда произошёл возврат к холодному оружию и колдовству. Иногда такой мир населен мутантами, возникшими в результате катастрофы. Они могут выполнять функции иных рас или чудовищ. Или, например, способность к волшебству объясняется генетическими изменениями.
Другой вариант, когда действие происходит на другой планете, где также живут гуманоиды или просто люди. Порой они могут путешествовать с планеты на планету при помощи порталов.

Также действие может разворачиваться в параллельной реальности. В таком случае часто герои переходят из одной реальности в другую.
Иногда в данном виде фэнтези присутствуют различные артефакты, которые отличаются от окружающих техническим уровнем. Это, как правило, или механизмы, оставшиеся от прежних, более развитых, но потом исчезнувших рас, или инопланетные изобретения. Герои даже могут ими пользоваться, при этом не понимая принципа работы и считая предметы магическими. В качестве примера можно привести роман Карла Вагнера «Кровавый камень», где Кейн находит машину пришельцев и запускает её.
Тем не менее, это ещё не «космическое фэнтези», так как данные атрефакты не являются органичной частью мира, в котором находятся и воспринимаются как волшебные.
Можно в этом же разделе упомянуть о первобытном фэнтезе, а можно выделить в отдельный вид. Антуражем данного вида является племенной строй, в котором живут герои, многобожье, каменные наконечники для копий и стрел, иногда мамонты и саблезубые тигры. Причём, не обязательно действие происходит на древней Земле. Оно может иметь место и в постапокалиптическом будущем. Примером этого вида является «Чёрная кровь» Ника Перумова и Святослава Логинова.

[float=left]http://s2.uploads.ru/5UNY3.jpg[/float]2. Урбанистическое

О городском фэнтези заговорили, по большому счёту, после экранизации романов Сергея Лукьяненко «Ночной дозор» и «Дневной дозор», вернее, уже после первого. Всплеск интереса к данному виду объясняется, в первую очередь, удачной работой создателей фильмов и той атмосферой, которую они создали. Её поддержали такие компьютерные игры, как «Vampires. Blood Mascarade» и «BloodRaine». И действительно, «маскарад» иных, выдающих себя за обычных людей, завораживает. Интрига в стиле «чужие среди нас» под мистическим соусом завладела вниманием поклонников фэнтези.
Следует отметить, что этот вид существовал и раньше, и у него есть вполне определённые предшественники (вспомним хотя бы «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова). Отличительными его чертами является, конечно, то, что действие происходит в современном читателю мире, возможно, в его родном городе. Здесь не так часто можно встретить мечи и доспехи, зато магии и вообще сверхъестественного – хоть отбавляй.

3. Технофэнтези

Этот вид отличается смешением классического фэнтези и космической фантастики. В качестве примера приведём роман Аттанасио «Тёмный берег», в котором есть и бластеры, и межзвёздные корабли, и самая настоящая магия, которую излучает звезда под названием Чарм (магия называется так же), то есть «очарование». Герои носят амулеты, которые поглощают излечение космического тела и преобразуют в магию. Имеются и колдуны, и император, и космический десант. Главный же герой по имени Котяра – гуманоид с головой и способностями кошки – оказывается заколдованным человеком.
Как правило, в произведениях такого рода не объясняется, зачем пользоваться мечами, если есть бластеры, но ведь и в боевиках нам не говорят, почему якудзы бегают с каттанами, если есть пистолеты и автоматы. Так что будем снисходительны, тем более, что есть очень хорошие образцы данного вида фэнтези, например, чрезвычайно оригинальное и увлекательное произведение Веры Камши «Чакра Кентавра».

4. Аллегорическое

Этот вид ближе всего к сказкам. Здесь фэнтези используется обычно как литературный приём, зачастую иносказательно раскрывающий нам мысль автора. Редкий и не очень популярный. В качестве примера назовём произведение Сергея Булыги «Дваждырог».

5. Пародийное и фанфикшн

Пародийное. С этим видом всё, в общем-то понятно. Пародируются клише и штампы фэнтези, высмеивается их повторяемость. Например, в романе Йена Бэнкса «Шаги по стеклу» одна из сюжетных линий пародирует героическео фэнтези, а особенно героя-варвара, которые представлении непроходимо тупым качком, умеющим только рубить всех подряд, и которым управляет некое маленькое существо, сидящее у него на плече, используя его для своих целей. Причём герой совершает «подвиги», напоминающие подвиги Геракла, он даже спускается в Тартар, где встречает Харон, Цербера и Медузу Горгону. Некоторые, считающие книги о Гарри Потере фэнтези, относят сюда же «Таню Гроттер» и «Пори Гаттера».
Фанфикшн (сочинения поклонников) может быть двух видов - пародийный и серьёзный. Первый пародирует произведения (это чаще) или стиль любимого писателя. Можно привести в качестве примера «Дневники хранителей», «Аш назг…», а также множество произведений, пародирующих «Властелина колец». Как правило, чем больше по объёму произведении, тем дальше оно от фанфикшна и ближе к пародии.
Серьёзный фаншикшн может быть продолжением какой-либо из сюжетных линий любимого произведения, содержать предысторию событий, имевших место в книге, рассказывать о судьбе некого персонажа и прочее.

автор статьи Dominik